Кредиты в АПК: жизнь по новым правилам!!!


Кредиты в АПК: жизнь по новым правилам
С 1 января 2017 года введены новые Правила субсидирования кредитов, предоставляемых банками сельхозпроизводителям и организациям АПК. Они коренным образом меняют порядок субсидирования кредитов. В частности, установлена единая ставка субсидирования, упрощен механизм получения льготных кредитов сельхозпроизводителями, определена доля малого бизнеса в субсидиях. Однако некоторые проблемы остались нерешенными, добавились и новые. 
 
Шаги вперед
 
1. Отменено софинансирование. Выделение субсидий из федерального бюджета до 2017 года осуществлялось только при условии софинансирования из бюджетов субъектов РФ . Такой порядок порождал сложнейшую бюрократическую процедуру. Если согласования не удавалось достичь или субъект РФ отказывался от софинансирования или не имел достаточных средств для этого, то сельхозпроизводители в таком субъекте, по сути, лишались субсидий. По новым правилам кредиты субсидируются из федерального бюджета и софинансирование из региональных бюджетов не предусмотрено.
 
2. Установлена единая ставка субсидирования. По новым правилам для заемщиков определен интервал процентной ставки льготных кредитов (1–5% годовых), а субсидия выплачивается казначейством непосредственно банку в размере ключевой ставки ЦБ РФ по всем льготным кредитам.
 
3. Упрощен механизм получения льготных кредитов сельхозпроизводителями. По новым правилам, получив субсидируемый кредит, сельхозпроизводитель выплачивает проценты за него и не имеет забот по заполнению ежемесячно или ежеквартально бумаг с обоснованием размера субсидий, получением субсидий от казначейства и перечислением их в банк. Об упрощении процедур свидетельствуют и объемы документов: старые правила занимали 58 страниц, новые – 13.
 
4. Малым формам хозяйствования должно выделяться не менее 20% субсидий. Прежние правила не регламентировали долю малого бизнеса в субсидиях или субсидируемых кредитах, поэтому подавляющая их часть уходила крупному и сверхкрупному бизнесу (агрохолдингам).
 
5. Установлена более разумная система определения ставки субсидий. В прежних правилах они зависели от ставки Центробанка на момент заключения кредитного договора. В новых правилах ставка субсидий зависит от ключевой ставки на момент выплаты субсидий, что позволит государству сэкономить значительные средства при снижающейся ставке и защитить интересы банков в периоды роста ставки.
 
6. Введено ограничение на сумму льготных краткосрочных кредитов на одно лицо. Один заемщик может получить не более чем 1 млрд руб. субсидируемого краткосрочного кредита. При действующей ключевой ставке сумма субсидий на краткосрочные кредиты будет ограничена 100 млн руб. на одно лицо. Если ставка снизится, допустим, до 5%, то максимальная сумма субсидий уменьшается до 50 млн руб. Введенное ограничение для крупных заемщиков призвано способствовать увеличению доли субсидий среднему и малому бизнес
Шаги назад
 
Снимая часть прежних проблем, новые правила оставляют целый ряд из них нерешенными или порождают дополнительные сложности.
 
1. Необоснованные отказы в предоставлении субсидированного кредита. По новым правилам, как и по старым, заявителю могут отказать в субсидиях в связи с исчерпанием лимита средств на субсидирование процентных ставок по кредитам. Раньше отказывал заемщику орган управления АПК субъекта РФ . Теперь отказать в субсидиях могут уполномоченные банки, выдающие субсидированные кредиты в данном субъекте РФ . Сельхозпроизводитель должен оформить бизнес-план и предоставить все требуемые банком, а также предусмотренные правилами документы. В случае положительного решения банка сельхозпроизводитель становится потенциальным заемщиком. Если выделенного банку лимита субсидий достаточно для удовлетворения заявок всех потенциальных заемщиков, то они получат кредиты под субсидируемые проценты, если же недостаточно, то банк выбирает, кому дать кредит под льготный процент, а кому – под обычный.
Правилами предусмотрено, что Минсельхоз РФ должен установить порядок перевода из реестра потенциальных заемщиков в реестр заемщиков. Пока этот порядок не утвержден. Но исключить коррупционную составляющую вряд ли удастся.
 
Избавиться от этого можно путем сохранения права на субсидии для всех потенциальных заемщиков.
 
2. Перевод субсидируемого кредита в несубсидируемый. По новым правилам в случае исчерпания лимита субсидий банк имеет право перевести заемщиков с льготного процента на обычный (льготный процент плюс ключевая ставка Центробанка РФ ). В Правилах не приведены детали этой процедуры. Как будут выбираться договора, для которых будет увеличиваться кредитная ставка, из Правил не ясно. Здесь тоже таятся возможности ущемления прав одних и сохранения субсидий для других. Решать данную проблему нужно путем введения гарантий выплат субсидий по договорам льготного кредитования, как это было по прежним правилам.
 
3. Сложный алгоритм распределения лимитов субсидий. Система распределения лимитов усложнилась – раньше лимиты были только по субъектам, теперь добавились лимиты по каждому банку в каждом субъекте РФ .
 
4. Не определен порядок льготирования кредитов малому бизнесу.
 
5. Малые банки отстранены от кредитования малого бизнеса. Для выдачи субсидированных кредитов предлагается отобрать уполномоченные банки, с которыми Минсельхоз РФ заключает соответствующие соглашения. Уполномоченные банки должны иметь собственный капитал не менее 20 млрд руб. Таких банков в России около 50. Большинство из них не имеет опыта работы в АПК , особенно в кредитовании малого сельскохозяйственного бизнеса. В странах с развитым малым бизнесом его кредитование осуществляется малыми кооперативными банками и муниципальными сберкассами. Предусмотренное новыми правилами ограничение доступа малых банков к кредитованию малого сельскохозяйственного бизнеса противоречит общей стратегии развития банковского сектора.
 
6. Не ограничен размер инвестиционных льготных кредитов на одно лицо. Льготное кредитование частного бизнеса (сельскохозяйственный бизнес во всех субъектах РФ , кроме Чеченской Республики, является практически на 100% частным) – это поддержка собственников частных организаций. Размер субсидий на одно лицо целесообразно ограничить не только по краткосрочным кредитам, но и по инвестиционным. Во многих странах ограничен общий размер всех субсидий на одно лицо. Однако новые Правила не предусматривают таких ограничений. Отдельные собственники получают ежегодно многомиллиардные субсидии по инвестиционным кредитам, в то время как остальным достаются крохи. Равные условия для сельхозпроизводителей на рынке нарушаются, что противоречит российскому закону о конкуренции.
 
7. Не поощряется инвестирование собственных средств. Субсидируются по новым правилам только кредиты банков. Если сельхозорганизация осуществляет инвестиции за счет банковского кредита, то она может претендовать на субсидии, если же за счет собственных средств – не может. Это стимулирует приток инвестиций в АПК , но часто новые инвесторы не имеют опыта работы в отрасли, что создает дополнительные риски окупаемости вложений. Наряду с притоком инвестиций со стороны субсидирование должно поощрять вложение действующими предприятиями собственных средств. Для этого правилами должно быть предусмотрено субсидирование как привлеченных, так и собственных вложений.
 
8. Не определены переходные положения от старой схемы льготирования кредитов к новой. Новые правила начали действовать с 1 января 2017 г. Если следовать предусмотренному в них порядку сбора заявок и составления планов выделения субсидий, то весь 2017 г. уйдет на составление планов кредитования на 2018 г. Для выдачи льготных краткосрочных и инвестиционных кредитов в 2017 г. необходимы упрощенные правила. Через два месяца начнется посевная, сельхозпроизводителям нужны кредиты для покупки семян, удобрений, горючего и т.д. А как включить их в льготные, пока неясно.
 
Источник:  http://www.finam.ru